Не секрет, что современные автомобили должны соответствовать экологическим стандартам. Для этого современные автомобили оснащены различными умными и не очень умными системами. Например, сегодня все автомобили оснащены такими устройствами, как катализаторы.
Что такое катализатор и как он работает?
Каталитические нейтрализаторы или катализаторы – это специальные фильтры, очищающие выхлопные газы от вредных соединений. В стальной корпус помещена тонкая и частая керамическая сетка. Наносится активирующее вещество, поверх которого располагаются драгоценные металлы, такие как палладий, родий и платина.
Выхлопные газы содержат вредные соединения, наиболее вредными из которых являются угарный газ и оксиды азота. Катализатор их нейтрализует. Ценные металлы вступают в реакцию с этими вредными соединениями, когда поток выхлопных газов проходит через катализатор. В результате оксиды углеводородов разлагаются на углекислый газ и пары воды, а оксиды углерода и азота – на углекислый газ и нормальный азот. Поэтому выхлопные газы менее вредны и начинают соответствовать экологическим стандартам.
Каталитический нейтрализатор расположен как можно ближе к двигателю. Это было сделано для уменьшения времени прогрева преобразователя. На самом деле его рабочая температура начинается от 300 градусов. До этого момента выхлоп не будет чистым. Таким образом, он крепится непосредственно к выпускному коллектору.
Важно отметить, что датчики кислорода устанавливаются до и после каталитического нейтрализатора. Они отправляют данные в блок управления двигателем и на основе этих данных ЭБУ рассчитывает параметры работы двигателя.
Производители утверждают, что срок службы катализатора составляет 100-150 тысяч километров пробега, после чего детали подлежат замене. На практике во многих автомобилях преобразователи появятся гораздо раньше.
Почему каталитические нейтрализаторы выходят из строя?
Каталитические нейтрализаторы могут забиться, расплавиться, разрушиться и перестать функционировать. Помимо того, что катализаторы, как и все детали, имеют свой срок службы, причин этого явления несколько.
- Положение ката в современных автомобилях напрямую влияет на срок его службы. Чем ближе к работающему двигателю, тем горячее он становится. Керамические сетки не выдерживают таких условий и начинают плавиться. Также физические воздействия и плохие дороги приводят к поломке и начинает крошиться катализатор.
- Качество российского топлива не выдерживает никакой критики. Этот несгоревший остаток забивает керамические решетки, блокируя проход выхлопных газов.
- Решетка сделана очень тонкой для удешевления. Она может быть тоньше, чем должна быть, это делает ее более хрупкой и она быстрее выходит из строя. Да, это очень дорогая деталь из-за драгоценного металла. Стоимость ката может достигать сотен тысяч рублей.
Признаки и последствия отказа каталитического нейтрализатора
Когда каталитический нейтрализатор выходит из строя и перестает выполнять свою функцию по очистке выхлопных газов от вредных соединений, первым это распознает компьютер. Кислородный датчик начинает давать ложные показания и блок управления фиксирует ошибку катализатора. Это момент, когда вы вынуждены решить, заменить или удалить катализатор.
Если этого не сделать, машина начнет терять мощность и разгон будет хуже.
Но это все внешние признаки, внутренняя ситуация может быть куда более неприятной. Еще на стадии ошибки кислородного датчика ЭБУ может начать выставлять неправильные параметры работы двигателя и некоторые современные автомобили могут перейти в аварийный режим.
Забитый катализатор также затрудняет удаление отработавших газов и препятствует нормальной работе двигателя. Полностью забитый кат ведет себя как «картошка» в выхлопной трубе.
Но самое тревожное в этой истории то, что частички разрушившегося катализатора могут возвращаться в двигатель и вызывать задиры цилиндров и другие неприятности. Дело может закончить капремонтом двигателя.
Что делать, если вышел из строя катализатор
Вы можете заменить его на новый, но это только временно решит проблему. Большинство автовладельцев предпочитают полностью удалять катализатор. Этот вариант решает проблему дешево и навсегда. Главное, чтобы эту процедуру проводил профессионал.
После физического удаления большинство современных двигателей требуют установки пламегасителя. Затем вам предстоит выполнить программные работы по прошивке автомобиля под Евро 2. Помните кислородный датчик? Простое удаление катализатора приведет к ошибке. Определенно нуждается в исправлении программного обеспечения.
Если весь комплекс по удалению катализатора выполнен правильно и качественно, ваша машина будет ездить долго и беспроблемно.
Тюнинг-ателье KATAVTO - дооснащение, чип-тюнинг, а так же ремонт, обслуживание и тюнинг выхлопных систем. Наш адрес: ул. Ванеева, 10, телефон: +7 (900) 641-16-33