Гидравлические тормоза являются неотъемлемой частью практически каждого легкового автомобиля уже на протяжении 80 лет. Конструкция этих тормозов очень надежна и проста, что минимизирует необходимость в обслуживании.
Для большинства автомобилей это означает регулярную проверку тормозных дисков и колодок, а также замену тормозной жидкости в соответствии с графиком обслуживания. При правильном обслуживании таких элементов, как тормозные трубки и шланги, они прослужат достаточно долго, и вам не придется о них беспокоиться. Однако, многие автовладельцы, после перехода с обслуживания "по регламенту" на обслуживание "по факту", забывают о таких важных процедурах, как замена тормозной жидкости. В лучшем случае, они ограничиваются прокачкой тормозных магистралей при замене колодок раз в несколько лет. А проверку состояния трубок и шлангов они не проводят вообще. Но к чему это может привести?
Тормозные магистрали автомобилей обычно выполнены из прочной стали с полимерным покрытием. Сталь является достаточно прочным материалом, который устойчив к ударам, вибрациям и нагреву. Даже при разрушении подвески, тормозная трубка способна выдержать значительное усилие на разрыв. Кроме того, сталь не создает лишних гальванических пар с материалами суппортов, блока ABS и главного тормозного цилиндра, который часто изготавливается из стали и алюминия. Однако, медные тормозные магистрали все еще широко используются в ремонтных комплектах и при изготовлении трубок "по месту". Они также могут встречаться на некоторых мелкосерийных моделях автомобилей. Возможно, отказ от медных трубок в массовом производстве связан с экономическими причинами, поскольку медь стоит дороже стали, и ее преимущества, такие как высокая пластичность и простота соединения при нарушении геометрии стыка, не так востребованы при серийном производстве.
Тормозные трубки из меди или алюминия обладают достаточной прочностью для надежной работы при давлении в тормозной магистрали менее 100 кгс/см2. Сертификационные требования к трубкам включают работоспособность при давлении около 200 кгс/см2 и прочность на разрыв не менее 1000 кгс/см2.
Тормозные шланги представляют собой гибкие соединения между тормозными магистралями и тормозным механизмом, а в случае зависимой подвески - между тормозной магистралью и балкой. Они должны обладать не только достаточной пластичностью и сопротивлять давлению, создаваемому в тормозной системе, но и быть достаточно теплостойкими, так как часто могут иметь дело с высокими температурами (от 150 до 200 ºС). Тормозные шланги обычно изготавливаются из синтетических каучуков, политетрафторэтилена (PTFE), а также армированы сталью и другими материалами.
Факторы износа
Стальные трубки в основном подвержены коррозии. Есть несколько причин для этого. Во-первых, естественная электрохимическая коррозия происходит из-за использования медных и латунных элементов в системе. Хотя новые тормозные системы стараются избегать гальванической коррозии, повреждения от такой коррозии невелики при нормальной эксплуатации, благодаря присутствию алюминиевых компонентов в системе.
Внутренняя коррозия тормозных шлангов связана с гигроскопичностью тормозной жидкости. Если замена жидкости не производится своевременно, тормозная трубка начинает корродировать изнутри, а ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность. Наружная поверхность тормозной трубки может быть повреждена по разным причинам. Механическое воздействие частиц грунта и камней со временем может повредить не закрытые кожухами элементы трассы. Пластиковое покрытие просто стареет, а подпленочная коррозия, масла и агрессивные жидкости могут разъедать и разрушать его.
Повреждения кузова при ДТП и неквалифицированном ремонте также встречаются. Если не проводить специальную обработку антикоррозийными составами, наружная поверхность постепенно корродирует до образования свищей. Однако чаще всего трубка ломается из-за вибраций и рабочего давления.
Дополнительными факторами, которые негативно влияют на сохранность тормозных трубок, являются загрязнение поверхности грунтом и гигроскопичными материалами, повреждения опор, коррозия соседних элементов, попадание масел и агрессивных химических составов на наружную поверхность, использование некачественной тормозной жидкости и неквалифицированное вмешательство при ремонтах. Практика показывает, что у автомобилей с коррозионными повреждениями кузовных панелей днища вероятность повреждения тормозных магистралей стремится к 100%, а срок службы заводского защитного покрытия составляет около 10-15 лет в условиях крупных городов.
Повреждения тормозных шлангов имеют разнообразные причины и практически не связаны с коррозией. Наиболее распространенными повреждениями являются последствия ошибок установки шлангов: повреждение наконечников, неправильная прокладка магистралей и другие нарушения правил. Причина обычно заключается в нарушении нескольких простых правил. Вывешивание суппортов на шлангах при ТО приводит к повреждению завальцовки и армирования шланга, а также создает предпосылки для воздействия агрессивных сред на металлическую сетку второго слоя армирования. Повреждение прокладки тормозных шлангов, поломки крепежных элементов или использование неподходящего крепежа создают предпосылки для протирания шлангов о колеса, элементы привода или подвеску. Перегибы и неправильное закрепление вызывают ускоренное старение материалов шлангов. На втором месте находится естественный износ из-за старения эластичного покрытия и армирующих материалов шланга под воздействием перепадов температур, агрессивных сред и давления.
Повреждения эластичных соединений не всегда связаны с утечкой тормозной жидкости. Например, повреждения и износ могут привести к увеличению диаметра под нагрузкой или появлению «грыжи» из-за ослабления армирующего пояса. Такие повреждения снижают эффективность работы тормозной системы и качество функционирования систем ABS и ESP. К сожалению, обнаружить подобные неисправности достаточно сложно.
Утечки также представляют большую опасность, но при правильном техническом обслуживании разрушение тормозных шлангов должно быть выявлено раньше полного разрушения и утечки. Тем более, что тормозные шланги находятся в открытом доступе, и при любом обслуживании или смене резины можно проверить их состояние. Повреждения такого рода хорошо видны по увлажнению поверхности деталей тормозной жидкостью.
Ремонт тормозного шланга |
Замена тормозного шланга |
Body 2:
Ремонт и замена тормозного шланга
Замена тормозных шлангов - важная задача, которую следует выполнять правильно и профессионально. В случае выявления каверн, вздутий или протечек тормозных трубок, рекомендуется проводить их полную замену. Ремонт вставками или пайкой не является допустимым, так как это может привести к непредсказуемым поломкам и опасным ситуациям на дороге. Недопустимо также эксплуатировать поврежденные трубки, так как это может привести к авариям и поломкам тормозной системы. Специалисты сервисов Автогорода могут оперативно произвести замену тормозного шланга, выявить и отремонтировать другие поломки тормозной системы и других систем вашего автомобиля.
Автопроизводители предлагают готовые тормозные трубки, которые уже имеют соответствующую геометрию и установочные элементы для конкретной модели автомобиля. Материал, из которого изготавливаются трубки, обычно соответствует материалу, используемому на заводах-изготовителях. Однако, в некоторых случаях, комплекты тормозных трубок, которые не являются оригинальными, могут быть изготовлены из материала, такого как медь. Это может облегчить их установку и снизить требования к точности монтажа. Медь является более эластичным материалом и способна лучше адаптироваться к местным изменениям формы, связанным с неточностями в изготовлении или особенностями монтажа.
Однако, следует отметить, что использование такого типа ремонта тормозных шлангов не всегда соответствует требованиям и правилам автопроизводителей. Как правило, автопроизводители требуют, чтобы такой тип ремонтной работы и замены выполнялись только в сервисных центрах, которые прошли обучение и имеют необходимую экспертизу. Производитель также может требовать, чтобы заменяемые детали имели точно такую же геометрию, как и оригинальные. Увы, эти требования не всегда соблюдаются при кустарном восстановлении тормозных систем, что может привести к снижению надежности работы тормозной системы или даже к ухудшению ее качества. К сожалению, оригинальные готовые тормозные трубки часто имеют высокую стоимость, а неоригинальные комплекты встречаются не так часто. Поэтому подобный ремонт может быть выполнен неквалифицированным персоналом и иметь некачественный результат.
Тормозные шланги, в большинстве случаев, могут быть заменены на универсальные шланги той же длины без потери рабочих свойств. Но следует учитывать, что стандартные места крепления и прокладки рассчитаны на определенный диаметр и упругость шлангов. Использование шлангов с отличающимися параметрами может быть опасным из-за риска повреждений. Установка армированных шлангов может изменить параметры работы тормозной системы в лучшую сторону, но эти шланги являются жестче стандартных и не всегда могут быть установлены с теми же радиусами изгиба и длиной петли, что требует изменений в системе тормозов для нормальной установки. Такие шланги обычно имеют многослойную конструкцию, что делает их более прочными и стойкими к механическим воздействиям.
Обратите внимание, что безопасность и правильная работа тормозной системы являются приоритетом. Поэтому, при любых работах по ремонту и замене тормозной системы, рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам, таким, как сотрудники автосервисов Автогорода, чтобы гарантировать безопасность и надежность работы тормозной системы вашего автомобиля.