Аварии и поломки электроники в автомобиле часто встречаются и занимают высокие позиции в списке неисправностей. Их можно разделить на проблемы с источниками питания (аккумуляторы, генераторы) и проблемы с потребителями (освещение, зажигание, климат и т. д.). Главными источниками питания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность любого из них может привести к общей неисправности автомобиля и его эксплуатации в ненормальных режимах, а иногда даже к его полной остановке.
В автомобильной электронике аккумулятор и генератор работают вместе. Если один из них выходит из строя, то через некоторое время это может повлечь за собой отказ и второго компонента. Например, если аккумулятор выйдет из строя, то зарядный ток генератора увеличится. Это в свою очередь может привести к неисправности выпрямителя (диодного моста). Если регулятор напряжения от генератора не будет работать должным образом, то зарядный ток может увеличиться, что неизбежно приведет к частой перезарядке аккумуляторной батареи, выходу электролита и его быстрому разрушению.
Причины неисправностей
Часто встречающиеся неисправности аккумулятора включают:
- короткое замыкание между электродами/пластинами;
- механические или химические повреждения аккумуляторных пластин;
- нарушение герметичности корпуса аккумулятора — трещины, возникающие из-за ударов или неправильной установки;
- окисление выводных клемм аккумулятора.
Основными причинами этих неисправностей являются:
- грубые нарушения правил эксплуатации;
- истечение срока службы изделия;
- различные производственные дефекты.
Конструкция генератора, безусловно, сложнее, чем у аккумулятора. Поэтому количество неисправностей генератора значительно больше, и их диагностика намного сложнее.
К часто встречающимся неисправностям генератора относятся:
- износ или повреждение шкива;
- износ щеток для контакта;
- износ коллектора (колец, соединенных с щетками);
- повреждение регулятора напряжения;
- короткое замыкание в статорной обмотке;
- износ или поломка подшипников;
- повреждение выпрямителя (диодного моста);
- повреждение проводов зарядной цепи.
Диагностика генератора
Body 2:
Основные признаки неисправности автогенератора:
- Мигающая (или постоянно горящая) контрольная лампа разряда аккумулятора при работающем двигателе.
- Разрядка или перезарядка (выкипание) аккумуляторной батареи.
- Тусклый свет фар или появление дребезжащего или тихого звукового сигнала при работающем двигателе.
- Значительное изменение яркости фар при увеличении оборотов. При нормальном функционировании фары должны оставаться стабильно яркими и не менять свою интенсивность.
- Появление посторонних звуков (вой, писк) от генератора.
Нужно регулярно проверять натяжение и общее состояние ремня привода генератора. При обнаружении трещин или разрушений ремень следует заменить немедленно.
Диагностика неисправностей
Для современных автомобилей не рекомендуется использовать метод сброса питания путем отсоединения аккумуляторной клеммы, так как это может привести к серьезным сбоям в работе электронных систем. Для диагностики генератора используются методы измерения напряжения в системе или проведение диагностики на специализированном стенде. Сначала измеряется напряжение на клеммах аккумулятора, затем двигатель запускается, и снимаются показания при работающем двигателе. Нормальное напряжение до запуска составляет около 12 В, после запуска оно должно быть в диапазоне 13,8-14,7 В. Отклонение в большую сторону указывает на перезарядку, что свидетельствует о неисправности реле-регулятора, а в меньшую сторону указывает на отсутствие подзарядки, что может быть связано с неисправностью генератора или электрических цепей.
Причины поломок
Распространенные причины неисправностей генератора - это износ и коррозия. Механические неисправности, такие как износ щеток или поврежденные подшипники, обычно являются результатом длительной эксплуатации. Современные генераторы оснащены необслуживаемыми подшипниками, которые требуют замены после определенного периода эксплуатации или пробега автомобиля. То же самое относится и к электрическим компонентам - часто требуется замена целого узла.
При обнаружении неисправностей в электрооборудовании автомобиля, рекомендуется обратиться к специалистам сервисного центра для проведения диагностики и ремонта. Они смогут точно определить причину неисправности и предложить наиболее эффективное решение проблемы.
Помимо этого, важно следить за правильной эксплуатацией автомобиля. Не допускайте перегрузок электрической системы, избегайте длительного простоя автомобиля без работы двигателя, не используйте электрооборудование автомобиля при выключенном двигателе. Также, регулярно проверяйте уровень заряда аккумулятора и поддерживайте его в рабочем состоянии.
Следуя этим рекомендациям, можно существенно снизить риск возникновения проблем с электрооборудованием автомобиля и обеспечить его бесперебойную работу.