Выбирая автомобиль, потенциальный покупатель обращает внимание на все нюансы: тип и цвет кузова, мощность двигателя, комплектацию. Конечно, не последнюю роль играет тип коробки передач. Трансмиссия, которой оснащен авто, определяет удобство вождения, поэтому каждый подбирает ее под себя.
Стоит понимать, что идеальной коробки передач не существует. В связи с этим знание четких отличий между механикой и автоматом позволит определиться с выбором более точно. При всем этом стоит учитывать ваши личные предпочтения, условия эксплуатации авто и его целевое назначение.
Механическая коробка передач
Самым первым типом трансмиссии, которая считается классикой, является механическая коробка передач. Все находится в руках водителя: он переключает передачи, руководствуясь ситуацией на дороге, интенсивностью движения. Принцип работы заключается в прохождении «нейтрали» при выключении сцепления. Передаточные числа подбираются так, чтобы двигатель нормально работал при любом диапазоне скоростей.
Изначально МКПП была двухступенчатой, потом появились трехступенчатые трансмиссии. В 60-е годы большинство производителей ставили 4-ступенчатую коробку передач. С развитием технологий автомобили начали снабжать пятиступенчатой и шестиступенчатой механикой. Чем больше «ступенек», тем ближе находятся передаточные числа. Это определяет хорошую динамику в городе с сохранением экономичности авто на высоких скоростях за его пределами.
Помимо увеличения передач МКПП совершенствовали качественно: добавили синхронизаторы для легкости и мягкости переключения. Для того чтобы работать с коробкой передач, водителю теперь не нужно выполнять перегазовку и двойной выжим сцепления. Каждое новое поколение авто получало более тихую и долговечную МКПП, которая не нуждается в регулярном техобслуживании. Пожалуй, единственный недостаток механики – это необходимость внимательно следить за скоростью движения машины и дорожными условиями.
Автоматическая коробка передач
Отличительной особенностью автоматической трансмиссии от механической является самостоятельное переключение передач. Это обеспечивается использованием специальных механизмов: к примеру, планетарной передачей или гидромеханическим приводом.
Гидротрансформатор имеет 3 рабочих колеса, а его КПД ниже, чем у МКПП. Но ухищрения конструкторов позволили снизить потери на передачу крутящего момента в гидромеханической трансмиссии. Сложные процессы дают возможность без разрыва потока мощности менять передаточные числа при работе коробки передач. Иными словами, АКПП работает плавно и не требует при этом участия водителя.
Со временем гидротрансформатор уступил место более совершенным типам автоматической трансмиссии. Немецкий автоконцерн Porsche первым реализовал полуавтоматический режим работы коробки передач с электронным управлением. Ключевым отличием является возможность ручного переключения. Такой тип трансмиссии приспосабливается к вашей манере вождения, переключая передачи в соответствии со стилем езды. При агрессивном вождении замену масла в АКПП рекомендуется проводить чаще.
На выбор типа трансмиссии влияют личные предпочтения водителя и тип автомобиля. Однако далеко не всегда это позволяет ассортимент конкретной модели авто. Чаще всего водитель имеет пару вариантов: механика или автомат, либо механика и коробка-робот. Стоит отметить, что для большинства машин мощностью до 100 л.с. автоматическая трансмиссия предполагает удорожание на 2-3 тыс. долл. и существенное ухудшения динамики. Для более мощных автомобилей (от 200 л.с.) этот показатель не имеет принципиального значения.