Во-первых, исчезновение масла в цилиндрах — это процесс нормальный. Ведь даже в абсолютно исправном моторе происходит сгорание моторного масла. На стенке цилиндра, так называемом зеркале, всегда есть небольшая масляная плёнка, толщинку которой регулирует маслосъёмное кольцо, снимая излишки во время возвратно-поступательной работы поршня. Разумеется, всё, что остаётся на стенке цилиндра, сгорает. Весь вопрос в том, сколько его сгорает и как часто приходится доливать.
Для каждого мотора есть своя норма моточасов или пробега до следующей замены. Высчитывается она при помощи полевых и лабораторных испытаний и может не совсем соответствовать тому, что будет при реальной эксплуатации. Но и это уже хоть какая-то информация и точка отсчёта. Понятно, что чем более экстремальным нагрузкам подвергается мотор, тем большим будет расход топлива и моторного масла. А вот если машинка, вроде, не совсем старая, используется только по сценарию дом-работа-мол, а масло куда-то исчезает, то есть повод озаботиться этим вопросом. Самая простая диагностика в таком случае — изучение выхлопа и самого глушителя. Сизый дым — масло горит сверх меры. А ещё маслянистые отложения у самого сопла говорят о том, что что-то там внутри не так. Какие вообще есть варианты?
Не все автомобилисты научились читать маркировку на упаковке моторного масла. Зря. Потому что несовместимость моторного масла и силового агрегата — первая причина повышенного расхода масла. Может, вязкость не подошла, может комплекс присадок не тот. Решается проблема, само собой, заменой на нужный сорт. Если среди разрешённых производителем масел есть и синтетика, и полусинтетика, то можно проверить, как поведёт себя полусинтетика, если до этого использовалась синтетика и наоборот.
Сальники клапанов, они же маслосъёмные колпачки рано или поздно теряют свою герметичность. Сказываются условия работы при постоянных перепадах температур. Некоторые силовые агрегаты позволяют производить замену сальников даже не снимая головку блока цилиндров. Стоимость работа из-за этого вполне себе демократическая, а результат — очевидный. Кроме сизого дыма из выхлопной трубы о необходимости замены сальников может говорить и небольшая потеря компрессии.
Маслосъёмные кольца пришли в негодность — начнётся «жор» масла. Беда в том, что замена этих самых колец по факту может означать капитальный ремонт мотора. Есть ли смысл дорогостоящего ремонта? Зависит от конкретного мотора и стоимости литра масла для него. Может статься, что проще и дешевле будет «кормить» его пару-тройку лет, прежде чем избавиться от машины, потребовавшей серьёзных вложений. Правда, есть ещё вариант — всевозможные снадобья, помогающие избавиться от нагара на кольцах. Разные бутылочки, при помощи содержимого которых делается «раскоксовка», дают разные гарантии на этикетках. Само собой, что прежде чем залить средство в цилиндры хорошо бы посоветоваться со специалистами и почитать отзывы в профильных форумах и соцсетях.
Разумеется, общий износ поршневой и кривошипно-шатунных групп тоже даёт о себе знать повышенным расходом. Вообще, чем старше мотор, тем более вязкое из допустимых масел рекомендуют для него использовать. А если перерасход масла стал очевидным, то опять-таки нужно просто посчитать, что дешевле, капиталить или доливать.
Владельцам машин, моторы которых оснащены турбонаддувом нужно помнить, что как только турбина обрастёт неисправностями, она начнёт «гнать» масло, которое будет сгорать в рабочих камерах цилиндров.
Но не только сгорание масла отражается на его расходе. Самое банальное — масло травит из-под прокладки головки блока цилиндра или прокладки клапанной крышки. Не так страшно, что они чуть подтекает, как причины и варианты последствий. Если прокладка головки блока прогорела между отверстиями для системы охлаждения и для цилиндров, то масло начнёт попадать в жидкость для охлаждения, а охлаждающая жидкость — в масло. Такая «рокировка» до добра не доведёт. Об этом нужно помнить, если вдруг окажется, что через заливную горловину видна пена. Кстати, прокладка поддона картера тоже может стать причиной утечки масла.
Сальники коленчатого и распределительного валов, которые начали «сопливить» — распространенная причина перерасхода моторного масла. Заметно это по подтёкам внизу мотора и на защите картера. Течёт со стороны КПП — задний сальник приказал долго жить. Его замена без снятия коробки невозможна. Зато куда проще дела обстоят с прокладкой под масляным фильтром, а она тоже часто является причиной подтекания масла.
Напоследок, в качестве предостережения хотелось бы напомнить, что бывают и совсем уж курьёзные причины «перерасхода» моторного масла. Особенно когда некоторые совсем уж далёкие от автомеханических дел автолюбители начинают играть «в мужика» и сами пытаются что-то там заменить или починить. Дело-то хорошее, главное, с умом подходить. Однажды к нам на эвакуаторе приехал незадачливый автомобилист, который, меняя моторное масло, вместо пробки поддона мотора выкрутил пробку поддона коробки передач. Масло, разумеется, из неё стекло, он бухнул несколько литров в маслоналивную горловину, сел, завёл и поехал. Очень быстро, правда, понял, что что-то не так. На его счастье коробке передач не пришёл конец. Но все ли незадачливые автолюбители так удачливы?
Комментарии