Для автомобилей с автоматической коробкой передач требования к уровню и качеству масла в АКПП выходят на первый план, поскольку правильное и предсказуемое поведение механики АКПП определяет поведение и динамику автомобиля, а также снижает преждевременный износ дорогостоящего механизма.
Трансмиссия автомобиля передает нагрузку от двигателя на ходовую группу, и в различные моменты нагрузки на отдельные компоненты весьма значительны. Масло в трансмиссии, помимо очевидной функции смазки (антифрикционной), отводит тепло от высоко нагруженных частей механизма АКПП, забирает образующуюся металлическую пыль, а также обеспечивает правильную работу электронных компонент АКПП (датчики температуры и давления). В случае с автоматической коробкой передач, когда автоматика «не знает» о дорожной обстановке и о намерениях водителя, трансмиссия может в ненужный момент оказаться в неоптимальном режиме, а механические компоненты - понести дополнительную нагрузку.
Стоимость услуг
Услуга | Цена, ₽. |
Замена масла в АКПП (без снятия поддона) | от 2 000 |
Body 2:
Признаки низкого уровня масла
Исправная КПП не имеет планируемого «нормального» расхода масла, как для моторного масла в двигателе. Снижение уровня говорит о возможной течи (износе или дефекте уплотнительных прокладок), или повреждении корпуса. Однако в процессе работы самым значительным образом меняется качество масла и его состав.
Важно: при снижении качества масла, или при нарушении циркуляции в АКПП сам механизм может выйти из строя за очень короткое время.
Тревожными являются следующие симптомы:
- визуальное наличие масла или его течи
- посторонние шумы в АКПП, появляющийся гул на определенном количестве оборотов
- металлические звуки, лязг при переключении режимов, при трогании с места
- пробуксовка при трогании или при переключении
- значительные отличия в динамике автомобиля и в поведении коробки «на холодную» и на прогретом масле
- появление запаха гари, характерный синтетический запах перегретого масла
- толчки, рывки при переключении
- снижение динамики разгона, вместе с резким увеличением расхода топлива
- не срабатывает «кик-даун» (понижение передачи при резком нажатии на педаль)
Также опасен высокий уровень масла: помимо вспенивания, возможен выброс излишков через сальники движущихся частей (будет видна течь масла), нарушение распределения давления внутри АКПП. Никаких положительных последствий это также не принесет.
Как проверить уровень масла
В зависимости от изготовителя авто, уровень масла в КПП проверяется либо специальным щупом в комплекте, либо через специальное смотровое окошко (часто у Audi, BMW, Volkswagen). У некоторых моделей контроль проводится по появлению масла в отверстии контроля переполнения («overflow»), встречается у американских АКПП.
Уровень проверяется только после прогрева. Потребуется минимум 10-15 минут езды, не на холостом ходу – это, например, приехать в автосервис в городском режиме. Особое внимание при проверке следует уделять качеству масла, т.к. его количество может остаться неизменным. Тревожные симптомы:
- наличие на щупе посторонних образований, сгустков, посторонних примесей и явных разводов, механической стружки
- цвет масла: остаток масла на щупе должен быть прозрачным, желательно светлым, равномерно окрашенным, без «жареных» тонов
- отложения на смотровом окошке, загрязнение самого окошка
- признаки вспенивания масла (означает, что в коробку, возможно, попала вода, и масло менять нужно абсолютно точно) или образования масловоздушной эмульсии (если уровень масла критически низок)
При проверке необходима чистота пробки, горловины и пространства вокруг, чтобы исключить попадание грязи и посторонних предметов. Всегда предпочтительнее, если подобные процедуры делает специалист на СТО. Попадание посторонних предметов внутрь рабочей зоны может привести к выходу из строя всей АКПП.
Когда менять масло
Производитель для современного автомобиля рекомендует заменять масло АКПП каждые 20 - 25 000 км пробега. Однако, есть нюансы. Если трансмиссия и ходовая подвергаются динамическим нагрузкам – езда по пересеченной местности, агрессивное вождение – то рекомендуемый интервал снижается до 15-20 тысяч. Также задуматься о замене масла имеет смысл после длительного пробега (например, при возвращении из авто-путешествия).
Важно: эксплуатировать автомобиль, у которого масло в АКПП не менялось более 50 000 км пробега, становится элементарно опасно (и для механизма, и для водителя). Потребуется полная замена масла.
«Несменяемого» масла в коробке, о котором иногда говорят продавцы, не бывает. Совсем. Не рискуйте собой и машиной. В некоторых случаях говорят об отсутствии необходимости в замене на срок гарантии, при заданном пробеге (2 года или те же 20 тыс.км). Даже в этом случае, если вы используете автомобиль в неидеальных условиях – обновите масло, не подвергайте риску сложное устройство коробки передач.
Естественно, полная замена масла проводится при вмешательствах и ремонтах самой АКПП. Также стоит подумать о замене масла АКПП, если проводился ремонт механически сопряженных с ней узлов и агрегатов.
Требования к характеристикам
Практически все современные автомобили используют в АКПП синтетическое или полусинтетическое масло ATF, с индексом вязкости по SAE значительно выше, чем для обычного моторного. Масло в АКПП работает обычно при температуре 80-90 С, и должно оставаться химически и физически стабильным при заданных температурах, в течение долгого времени и пробега. Масло ATF – одновременно сложный комплекс компонент и присадок, которые обеспечивают требуемые характеристики при работе АКПП.
При выборе масла руководствуйтесь рекомендацией производителя для конкретной марки и модели автомобиля. Существуют общие спецификации масла, относительно которых определяется возможная замена – это Mercon (Ford) и Dexron (GM). Спецификации API (GL-4, GL-5) для автоматических КПП не подходят. Производитель может указать в инструкции, что возможные замены следует выбирать по спецификациям не ниже указанных. Для автомобилей моложе 2012 года подходящими считаются спецификации DX VI, DX V, M-4, M-5.
Важно: масла разного класса и спецификаций смешивать нельзя. Если вы не можете точно сказать, какое масло заливалось в АКПП, делайте полную замену.
Вы можете самостоятельно выбрать (заказать и приобрести) масло для АКПП своего автомобиля, и привезти его в автоцентр в требуемом объеме. Объем масла обычно 6-8 литров (указан в инструкции). Или попросить квалифицированных специалистов подобрать масло, исходя из требований производителя и особенностей эксплуатации. На российском рынке удачно зарекомендовали себя ATF серий G-Energy, претензий к ним нет.
Способ замены масла
Основные способы замены масла в коробке передач – это естественный и вакуумный. Естественный способ – простой традиционный слив жидкости, через сливную пробку, и затем долив необходимого объема. Это, по сути, частичная замена, заменяется далеко не все масло – не более 40%. Из-за вязкости ATF слив естественным способом может занимать значительное время.
Замена масла вакуумным способом, или аппаратная замена, предполагает экстракцию отработанного масла из агрегата на установке, обеспечивающей быстрое извлечение масла из поддона, и его последующую замену (долив). Из-за разницы давлений извлекается 40-60% масла. Из-за специфики процедуры аппаратная замена масла в АКПП обычно забирает больше примесей и отложений, поскольку смесь не отстаивается. По времени аппаратная замена значительно быстрее обычного слива.
Важно: если в конструкции вашей АКПП используется внешний масляный фильтр, то его тоже нужно менять.
Внешний масляный фильтр (выглядит как «накручивающаяся банка» или вставка с резьбой) забирает посторонние примеси и пыль из ATF. Встречается, например, у Nissan, Infiniti, а также у внедорожников. Его срок службы такой же, как у масла –20-30 тыс.км. пробега. Если же в вашей АКПП используется внутренний фильтр, то его интервал очистки или замены значительно больше, обычно 60-70 тыс.км.
Если требуется полная замена масла, то после нескольких тысяч км. пробега процедуру можно повторить. Даже при однократной замене качественные характеристики езды значительно улучшатся. После проведения полной замены масла, при отсутствии претензий к работе АКПП, следующую замену можно проводить по графику (через 20 тыс.км, вплоть до 40 тыс.км) - интервал пробега не уменьшается.
Как происходит процедура на СТО Schmid
Первым шагом при обращении всегда является диагностика уровня и качества масла специалистом автосервиса. Рядовому водителю нет необходимости уметь оценивать происходящее внутри АКПП по щупу или симптомам. Различные марки автомобилей также имеют собственные особенности работы и контроля, о чем специалист знает, а владелец – не обязательно.
Замена масла в автоцентре Шмид займет 25-30 минут, машину не нужно оставлять на длительное время. Для вашего комфорта в автоцентрах есть чистые и комфортные зоны ожидания. На замену масла АКПП в СПб в СТО Schmid, как и на все выполненные работы, дается гарантия.
Если в процессе замены будут выявлены какие-то дополнительные замечания, то мастер даст рекомендации по эксплуатации и возможным ограничениям.
Если качество масла впоследствии быстро ухудшается после замены, то это может говорить о дефекте в АКПП или об износе внутренних частей (прокладки, подшипники, фрикционы).
После замены масла в АКПП, помимо стабильной работы двигателя, может снизиться расход топлива до 15-20%. Повышается эффективность работы трансмиссии, снижается нагрузка на гидротрансформатор, увеличивается точность работы электроники (особенно важно для автомобилей последних 3-4 лет выпуска). Регулярная регламентная замена масла в автоматической коробке передач – цена ее успешной и эффективной работы, а значит, и ваше удовольствие от вождения.