Наличие сколов на кузове и других незначительных повреждений лакокрасочного покрытия — нормальное, в общем-то, дело. Зато когда машина с пробегом сияет первозданной краской — вот где есть над чем призадуматься. Тут может быть два сценария. Первый, безобидный и безопасный: машину натёрли толстенным слоем полироли, которая смоется через несколько моек. И это не так страшно, как второй вариант. Он предполагает глубокое восстановление кузовных панелей после ДТП. Чем он плох?
Во-первых, не факт, что кузовные «мануальщики» вернули заводскую геометрию — о правильно выставленном сход-развале можно будет только мечтать. Кроме того, проблема коррозии кузова после его восстановления становится очевидной как никогда. Но это не самое страшное. Больше всего стоит опасаться за то, что элементы силовой конструкции, в первую очередь, лонжероны во время удара сильно пострадали, после чего их «вытягивали» на СТО. Это значит, что новое столкновение будет роковым для водителя и пассажиров.
Чтобы не оказаться в ситуации, когда купленная машина на поверку оказывается с драматическим «боевым» прошлым, нужно придерживаться простых, в общем-то, правил при осмотре. Конечно, это лучше доверить тем, кто имеет в таких вопросах опыт, но многие вещи можно увидеть и самому, главное знать, куда смотреть.
В случае с излишне «первозданным» состоянием кузова достаточно открыть двери и багажник. Пороги матовые, салон с явными следами эксплуатации, а кузов без единой царапины — с ним точно поработали. Можно сделать бесконтактную мойку — всё сразу станет на свои места. Главное, поподробнее расспрашивать владельца о судьбе автомобиля. Не стоит забывать о том, что на нашем рынке немало машин из Европы. А в то же Германии на просьбу скинуть в цене из-за небольших царапин кузова могут покрутить пальцем у виска — там это норма. Машина-то — исключительно утилитарный предмет обихода. Но у нас нравы пока что не те, оттого-то перед продажей эти самые незначительные повреждения лакокрасочного покрытия могут спрятать под слоем полировочной пасты.
Не стоит осматривать машину в гараже или боксе. Самый лучший вариант — днём на солнце. Так проще распознать разнотон на кузове. Ведь попасть на 100% в необходимый оттенок не всегда возможно даже с профессиональным оснащением и при наличии грамотного специалиста. Поэтому перекрашивают, как правило, не только сам элемент кузова, но и прилегающий к нему участок — проще скрыть переход. Но заметить его всё же можно, особенно, если акцентировать на этом своё внимание. Стоит правда, учитывать, что бамперы и молдинги могут немного отличаться оттенком из-за того, что делали их на другом заводе по другому техрегламенту. Стало быть, со временем кузовные панели и молдинги в цвет кузова могут выгорать по-разному и отличаться оттенком. Поэтому-то кузовные панели, то есть двери капот, нас интересуют больше всего.
Для начала нужно провести рукой по всем элементам кузова. Есть шершавость в некоторых местах — что-то на этой машине перекрашивали, а эта шершавость — результат некачественной работы. Просто-напросто машину не укрыли должным образом, когда красили, к примеру, крыло, и взвесь от распыляемой краски осела на машине. Просто глазами это незаметно, но очень хорошо «диагностируется» при помощи элементарного тактильного, так сказать, анализа. Порой на кузове можно «нащупать» и даже разглядеть отпечатки от предметов, которые горе-мастеры разложили на кузове. Но не только это выдаёт разухабистую судьбу машины.
Очень часто по состоянию крепёжных элементов можно понять, что с автомобилем колдовали. К примеру, на одной стороне дверные болты под слоем краски, а на другой — нет. Стало быть, снимали дверь по понятным причинам. Нет внутренней обивки на капоте — грешить на автомойщиков, сорвавших её по время мойки двигателя и подкапотного пространства не стоит. Снимали её ради мастеровых пыток по исправлению вмятин. Вообще всё самые главные улики, как правило, расположены внутри. В арках, на полу багажника под ковриком в месте, где лежит запаска, под капотом — следы работ говорят о том, что машина пережила серьёзное вмешательство.
Люк бензобака может многое рассказать о судьбе автомобильного кузова. Если крепления его повреждены, то его снимали. А делается это для того, чтобы у колориста в покрасочной было представление о необходимом оттенке кузова.
Пистоны и всевозможные клипсы обшивки салона могут отсутствовать по разным причинам. Возможно, в салоне делалась серьёзная химчистка — пластик снимали для обработки специальной химией. Ничего криминального в этом нет. Вполне возможно, что некоторые крепёжные элементы попросту потеряли или сломали при демонтаже — всякое бывает. Однако возможен и другой сценарий: кузов был деформирован от удара в том числе и стойки. Для того чтобы их вытянуть обшивку салона сняли. Хороший вариант в случае очевидности разбора салона — иногда всё заметно по неровным стыкам пластиковых панелей — спросить, делалась ли химчистка салона. Ответ отрицательный — машину восстанавливали после ДТП.
Между элементами кузова зазоры должны быть одинаковыми. Разумеется, фактический их размер меняется от модели к модели. Есть отдельные представители, страдающие не самым лучшим качеством сборки. И речь не только о поделках китайского автопрома и нашего отечественного. К примеру, Nissan Qashqai первого поколения собирали на английском заводе города Сандерленд. И мало кто оставался доволен качеством этой сборки. Уплотнители вечно вываливались, а сами стыки меду кузовными панелями оставляли желать лучшего. Наш УАЗ Патриот до его глобального обновления покорял овраги и болота с бамперами, которые крепились сразу к раме. Хорошее решение для джипера, не самое лучшее с точки зрения эстетики экстерьера, так сказать — щели были огромные. Но зазоры зазорами, а размер их не должен меняться. Ширина стыков гуляет — кузов восстанавливали. То же самое можно сказать, если двери открываются и закрываются с разным усилием. При этом стоит ещё и прислушиваться. Если двери закрываются с нарочито разным тембром — это результат того, что кузов утратил «родную» заводскую геометрию.
Новые шины на машине — порой это совсем не бонус. Возможно, их поменяли из-за того, что стёрлись они неровно. А происходит так из-за того, что развал-схождение выставить невозможно. Причина — участие в ДТП, после которого шасси привести в порядок до конца так и не удалось.
Кузовной ремонт — это всегда не самое приятное, что может выпасть на долю автолюбителя. А обнаружить в один прекрасный день на купленном с рук автомобиле следы его восстановления — тот ещё «подарок». Разумеется, поверхностный осмотр не всегда поможет полностью обнаружить все проблемы, но даже при помощи элементарного толщинометра уже можно снять ряд важных вопросов. Помятый бампер или даже дверь при качественном восстановлении — не бог весть какая проблема. Особенно при наличии совести у продавца и соответствующей скидки. А вот когда речь идёт о глубоком вмешательстве в силовую структуру и потере заводской геометрии кузова и — это уже совсем другое дело, для самых невезучих и безответственных оно может стать уголовным.