Давным-давно, когда в Америке ещё даже не прогремела слава легендарного Ford T, положившего начало мировой автомобильной демократии, в 1905 году было создано Сообщество Автомобильных Инженеров (Society of Automotive Engineers или SAE). Его миссией должен был стать глобальный сбор автомобильного опыта во имя процветания индустрии. Славный город Детройт, увы, пал жертвой развития мирового автопрома, а вот сообщество живее всех живых до сих пор. Оно оказалось настолько живучим и вездесущим, что аббревиатура SAE красуется на разноцветных канистрах с моторным маслом, рассказывая нам вязкости масла — одном из важнейших его свойств, определённом согласно стандартам сообщества. Важнейшем, но не единственным. Однако сначала остановимся именно на ней. Вязкость, кстати, — это способность масла быть и текучим, и оставаться на поверхности деталей. Именно за наилучшее сочетание этих противостоящих друг-другу физических свойств бьются лучшие моторные маслоделы. Увы, результаты их трудов часто идут на смарку из-за излишней самодеятельности некоторых автомобилистов. Первым делом, доморощенные алхимики ставят эксперименты на своих агрегатах, используя неправильное по вязкости моторное масло.
Как правило, датчик температуры охлаждающей жидкости показывает примерно одно и то же значение — примерно 90 градусов Цельсия. Но. Это именно температура охлаждающей жидкости — в камерах сгорания мотора она может быть и 100, и 150 градусов. Это в рабочих режимах, а зимой, когда машина стоит на улице, температура критически падает. А что происходит с веществами при низких температурах? Как правило, они густеют и замерзают. В случае с мотором это будет означать, что стартер будет с непосильным и губительным надрывом проворачивать коленвал или вообще не справится с этим. Потому-то до массового перехода на всесезонные синтетические масла, осенью и весной моторное масло менялось. Теперь же на ёмкостях со «всесезонкой» можно увидеть следующий ребус — 5W-30. Что же это означает? Для понимания нужно от первой цифры отнять 40. Получим -35. Это минимальная температура масла, при которой насос сможет его качать по системе. Будет холоднее — критически загустеет. Для того чтобы понять, при какой температуре коленвал провернётся, нужно отнять уже 35 от первой цифры. Соответственно, это -30. А что со второй? Она показывает вязкость при высоких температурах. Чем выше число, тем выше вязкость. Прочитав это, вы, наверное, поняли, что вязкость — это «бонус» о двух концах. А то, что на видавших виды моторах лучше себя проявит более вязкое масло — тезис не совсем верный. Зимой-то с запуском будет туго. Ровно то же можно сказать и о связке спортивного масла и гражданского агрегата. Умные дядьки давно выяснили, что при таком «сотрудничестве» проигрывает, в первую очередь мощность, а сразу же за ней — долговечность. Так как же определиться с вязкостью масла для конкретного мотора. Никак. С ней давно уже определились производители. Масло можно и нужно использовать только согласно их рекомендациям.