Любые отложения на свечах говорят о каких-то проблемах. Увидев их, хорошо бы проверить, правильно ли подобрано моторное масло. Обычно оно является первым «претендентом» на роль возмутителя моторного спокойствия. Чем опасны отложения? Они могут привести к калильному зажиганию, то есть когда воспламенение рабочей смеси будет производиться не от искры, а от самой раскалившейся свечи. Ни о каком правильном смесеобразовании, тем более в системах со сложным непосредственным впрыском, в таком случае и речи быть не может. Поэтому, увидев даже незначительные отложения на свечах, нужно сразу же озаботиться заменой масла и диагностикой мотора.
На свечах сажевые отложения — в цилиндрах сгорает слишком обогащенная рабочая смесь. А ещё, увидев «сажу», стоит проверить воздушный фильтр. Опять же диагностика мотора будет хорошим подспорьем для того, чтобы определить истинную природу таких отложений. Как правило, сажевые отложения говорят в пользу того, что есть проблемы с холодным пуском. Либо калильное число свеч подобрано неверно — слишком высокое. Если часто давать мотору высокую нагрузку, то такие отложения превратятся в своеобразную «глазурь». Если смотреть на ситуацию сквозь пальцы, с искрой появятся проблемы. Из-за этого получим проблему неполного сгорания топлива, которое начнёт попадать в катализатор. Из-за этого он прикажет долго жить. Поэтому, заметив «сажу», лучше всего сразу же озаботиться заменой свечей и отдать машину на диагностику, дабы умельцы разобрались-таки с инжектором или карбюратором, воздушным фильтром и стартером.
Замасленные свечи — признак чрезмерного количества моторного масла в камерах сгорания. Стало быть, что-то не так с цилиндрами, маслосъемными кольцами и направляющими клапанов. Чревато это плохой искрой и короткими замыканиями свечей, что губительно отразится на их долговечности. Ну и проверит поршневую и топливную систему сам бог велел.
Сильный износ электродов свечей говорит о том, что в масле, возможно, есть некачественные присадки. А ещё, возможно, имеют место быть завихрения в камерах сгорания, перегревы и, как их результат, проблемы с поршневой и кривошипно-шатунными группами. Если ничего не делать, то пуск будет даваться мотору всё сложнее. С искрой, особенно на больших оборотах, тоже будут проблемы. Поэтому диагностика мотора и топливной системы при износе электродов — то, что доктор прописал.
Что объединяет ранний момент зажигания, проблемы с клапанами, неполное сгорание топлива и проблемы с распределителем зажигания? Все эти отклонения от нормы имеют общий симптом — оплавленные электроды свечей зажигания. Это же самое происходит, если часто заправляться плохим бензином или перетянуть свечи при установке. При бездействии мотор будет всё больше терять приёмистость, пока в один прекрасный день не откажется вовсе заводиться и работать. Дабы этого не случилось, нужно в срочном порядке провести диагностику мотора, зажигания и топливной системы. Что же до перетяжки свечей, то есть стандарт, согласно которому их затягивают при помощи динамометрического ключа с усилием в 30 Нм. Если такого нет, а свечи нужно поменять, можно прибегнуть в нехитрому, в общем-то, правилу. Можно до упора насколько хватит сил рукой ввернуть свечу, а затем ещё на половину оборота провернуть уже свечным ключом. Пренебрегающие этим правилом силачи часто сами всё портят на ровном месте, повреждая свечи чрезмерными усилиями при их закручивании. Ведь пострадавшие изоляторы дают трещины, а из-за них искра «проскакивает».