Многие автовладельцы представляют оригинальные запчасти в качестве единственного верного решения при ремонте своего автомобиля и готовы переплачивать двойную-тройную цену, лишь бы детали были хорошего качества. Но не многие знают, что те же самые детали они могли бы приобрести намного дешевле, например в интернет-магазине автозапчастей. В чем тут подвох? Дело в том, что изготовление автозапчастей и их последующая маркировка на пути к потребителю – это сложный процесс как в технологическом, так и в юридическом плане. Таким образом, до конечного пользователя могут дойти четыре вида запчастей.
Это могут быть:
- Оригинальные запчасти с логотипом известного бренда от официального партнера компании
- Запчасти того же производителя, но без логотипа (включая случаи с затертым логотипом)
- Запчасти неофициального партнера марки
- Запчасти одного производителя, работающего на разные марки.
Рассмотрим подробнее, как все эти виды комплектующих доходят до конечного пользователя.
Как появляются оригинальные автозапчасти
Первый тип автозапчастей – так называемые «оригинальные» или «родные» детали, на которых стоит логотип производителя. Но при этом надо понимать, что даже самые известные бренды запчастей – это лишь вершина айсберга на пути изготовления детали, а комплектующие для многих производителей, ставящих свой собственный логотип на деталь, может производить один и тот же завод-изготовитель, выступающий здесь партнером. Разумеется, соблюдая согласованные технологические и юридические процедуры.
Ярким примером этого может служить выступление Бу Андерссона, топ-менеджера АвтоВАЗа, который нелестно отозвался о качестве и пунктуальности поставщиков комплектующих для его предприятия. Здесь можно видеть, что часто стандарты, принятые в корпорации, являются более строгими, чем отраслевые.
Именно по этой причине известные производители тщательно отбирают себе поставщиков, устраивая тендеры, чтобы найти такого партнера, который сможет соответствовать требованиям корпорации. И впоследствии определенный завод-изготовитель будет выпускать автозапчасти для иномарок, которые появятся на прилавках авторизованных автосервисов в коробочках с клеймом мирового бренда. Ирония в том, что точно такие же детали того же завода будут продаваться в обычных магазинах автозапчастей, но без логотипа и уже по гораздо более низким ценам. То есть в дилерских центрах вы заплатите больше за ту же деталь, но с маркировкой.
К слову, если на коробочке с деталью вы увидите следы затертого шильдика известного бренда, то не пугайтесь, это рядовой случай.
Затертый логотип может появиться по нескольким причинам:
- Выбраковка по качеству, которая не обязательно означает низкое качество, а всего лишь несоответствие требованиям заказчика.
- Вполне возможно, что партнеры просто не договорились о цене за маркировку, и эта партия поступила в продажу в обычные магазины, не относящиеся к дилерской сети.
- Иногда штамповка логотипа в самом конце технологической цепочки невозможна, как например, при производстве резины для сайлентблока. И тогда в случае недоразумений штамп бренда также придется затирать.
Малоизвестный – не значит низкокачественный
Есть еще вариант, когда в продажу поступают автозапчасти не только от поставщиков, выигравших тендер производителя, но и от заводов, официально не заключавших контракт. Они выпускают собственные компоненты, которые могут лишь незначительно отличаться от стандартов, а могут и полностью соответствовать им. В качестве примера можно рассмотреть обычную ныне тенденцию – выпускать модули, которые продаются в сборе. Это может быть единый блок рычага и шаровой в подвеске, который даже в случае неисправности одной детали придется заменять целиком. В некоторых моделях, как в Пежо 208-м, головка блока цилиндров комплектуется в сборе с выпускным коллектором. Но некоторые производители допускают вариант, когда у водителя есть выбор и он может поменять не весь дорогостоящий модуль, а лишь неисправную его часть. Разумеется, это обходится намного дешевле, но качество при этом не страдает, поскольку для компонента действую те же строгие стандарты и обязательная сертификация.
Следующий секрет производства автозапчасти кроется в том, что например, воздушный фильтр может изготавливаться из одной и той же бумаги под разными лейблами. Только в одном случае технологическая цепочка длиннее, а в другом раскрученная марка ограничивается только нанесением собственной маркировки. То же самое касается и производства приводных ремней, разновидностей которых существуют огромное множество, но в реальности, их производят всего лишь несколько малоизвестных заводов-изготовителей.
Зачем платить больше за то же самое
Из всего этого следует, что в большинстве случае иногда десятикратно завышенная цена на так называемые оригинальные запчасти не всегда себя оправдывает. Позиция официального бренда обычно сводится к тому, что покупатель платит за гарантию качества и соблюдение стандартов для всей технологической цепочки. По правилам, действительно производитель строго следит не только за качеством конечного продукта, но и за соблюдением стандартов всех комплектующих. Но в силу того, что для географических рынков диктуются разная ценовая политика, стоимость одних и тех же запчастей будет сильно отличаться. И некоторые дилеры пользуются этим с большой выгодой для себя, иногда безбожно задирая цены.
Что касается отличия автодеталей, которые используются для сборки автомобилей и которые поступают в продажу в магазины автозапчастей, то здесь нет единой точки зрения. Разумеется, сами изготовители, работающие на мировые бренды, такие например, как Febi Bilstain, ZF или GKN Automotive AG, утверждают, что отличий в качестве нет и можно без опаски покупать у них те же компоненты без маркировки именитого бренда, но намного дешевле. И все же иногда проскальзывает информация, что не всегда качество деталей, идущих на конвейер, соответствует качеству запчастей, поступающих в розницу для ремонта.
Нужно понимать, что сейчас в силу глобализации, качество продукта уже не всегда определяется адресом производства. И «немецкие» компоненты Ауди успешно собираются в Венгрии, как в случае с двигателями, или в Румынии, как например амортизаторы Bilstain.
А ШРУСы, продающиеся под марками Lobro, Spidan и GKN и порой значительно отличающиеся в цене, на деле являются исключительно изделиями завода GKN Automotive AG.
И все же не стоит утверждать, что большая разница в качестве оригинальных и неродных автозапчастей – всего лишь досужий вымысел. Фактически авторынок просто завален низкопробными подделками, и можно лишь догадываться, в каких странах их штампуют. Причем, путь поступления некачественных компонентов может вполне лежать через благополучную Европу, по большей части – из Прибалтики. Но это только одна сторона проблемы.
Вторая кроется в пресловутом человеческом факторе, ведь даже хорошего качества деталь в руках неопытного автослесаря - бомба замедленного действия. В автосервисах ходят байки о таких «умельцах», забивающих сайлентблоки ударами молотка или применяющих газовый ключ для закрутки штоков амортизатора. Что уж говорить о ремонте более сложных компонентов, типа систем впрыска или ГРМ. К сожалению, такие горе-мастера могут встретиться не только в придорожных гаражных «автомастерских». И тут преимущество сертифицированных автосервисов, которые могут представить гарантию как на детали, так и на все виды работ, является неоспоримым фактом. Даже если по вине механика полетел блок ТНВД вместе с форсунками, организация заменит все бесплатно.
Мифы о безальтернативной оригинальности
Таким образом, из рассмотренных выше примеров можно сделать вывод, что сложившееся среди рядовых автовладельцев устойчивое представление об оригинальных запчастях как качественном продукте, не имеющем альтернативы, является мифом в большинстве случаев. И базируется такое представление на элементарном незнании технологических и юридических особенностей сотрудничества партнеров автомобильной отрасли. Ведь совершенно одинаковые по качеству изделия, состоящие из того же сырья и компонентов, выпущенные в одном цеху, могут продаваться под самыми разными марками и по ценам, отличающимся на порядок.
Конечно, не исключены случаи, когда со временем качество изделий падает, но тогда партнер просто расторгает контракт с поставщиком, хотя продукция продолжает производиться. Просто качество изделий может быть некритично ниже, хотя со временем производитель может вновь выйти на тот же уровень.
Кроме того, нужно учитывать, что одно и то же предприятие может выпускать одинаковые изделия под одним брендом, но разного качества – для разных рынков. Общеизвестно, что для рынков развивающихся стран требования по качеству могут быть значительно ниже. А продукция идет всё под тем же известным брендом.
Еще существует вариант, когда производитель поставляет продукцию и для сборки марки, и для розничной сети. Например, только специалисты знают, что стоковые глушители Walker и Gillet – это разные логотипы одного и того же товара. Важно уточнить, что для впервые поступившей в продажу модели, как правило, согласно политике корпораций, в течение от одного до трех лет выпускаются только родные запчасти. Это связано с тем, что часто автомарки инвестируют в разработку производства. Поэтому контракты сотрудничества предусматривают запрет на выпуск продукции не под логотипом концерна в течение некоторого времени.
Раз уж мы коснулись юридического аспекта, то стоит рассмотреть проблему гарантийного ремонта, когда под угрозой потери гарантии дилеры запрещают устанавливать неоригинальные запчасти, хотя и не менее качественные, и выполнять самые простейшие процедуры обслуживания не в дилерском центре.
Разумеется, такие требования совершенно невыгодны автовладельцам и в немалой степени нарушают закон о защите прав потребителей. К примеру, намного дешевле купить и залить моторное масло или поменять фильтр и тормозные колодки без помощи авторизованного центра. Но стоит помнить, что если в центре признают, что поломка произошла из-за негодной неродной запчасти, гарантию вы потеряете гарантированно. В то же время, для свежевыпущенных моделей в любом случае можно будет купить только оригинальную запчасть.