Трактат о вкусных ценах и здоровых деталях
Если вы любите что-то, лучше даже и не старайтесь узнать, как это делается. Есть такая принципиальная позиция. Возможно, она будет продуктивна (и то лишь) с эмоциональной точки зрения — себе дороже выйдет разбираться, из чего там сделаны эти аппетитные «баварские» сосиски. А вот с баварскими моторами, да и вообще со всей автомобильной техникой такой подход до хорошего не доведёт. Себе дороже выйдет. Причём, в прямом смысле. Почему? Всё просто.
В идеале экономика должна быть экономной — так завещал Брежнев. Но как экономить? Экономить — значит знать. Не все задумываются о том, каковы истинная география и происхождение всего этого космоса подкапотных технологий, агрегатов, электронных блоков управления, рычагов, тяг, подшипников, пружин и всего остального. Как правило, многие ограничиваются имиджем марки и уважением (или наоборот), внушаемым шильдиком. BMW — значит там всё «made in BMW», «немецкие технологии и качество». Lexus — всё то же самое, только «японское». А вот итальянцам и французам с народной молвой повезло меньше. Renault в расчёт не берём — марка эта в России с особым статусом народности и «неубиваемости». Хотя в ином французе немецкого бывает тоже немало. Взять те же коробки передач линейки DPO и её производных, которые массово ставятся на машины концернов Peugeot-Citroen и Renault. Некоторыми своими неудачными моделями они успели набить оскомину — шишки сыпались именно на французов. Хотя основа конструктива агрегатов — дело рук немцев из компании ZF. Именно их коробка была взята за основу. Всё это к чему — нет такого автопроизводителя, который обеспечивал бы себя технологиями и производством на 100%. Даже для того, чтобы собрать мотор приходится заказывать у дюжины поставщиков коленвалы, блоки цилиндров, клапаны, поршни — всё это приходит из разных мест. Об этих заводах и производителях и знать никто не знает кроме тех, кто в теме. Исключением является разве что Bosh. Ну а нам-то что с того, скажете вы? А вот что.
Как только пусть даже самая простая автомобильная деталь, поступившая на сборочное производство, обзаводится местным логотипом, допустим, Audi или Infinity, она сразу же вырастает в цене. Причём, достаточно агрессивно. Может подскочить на все 40%. Такова цена «оригинальности». По факту это цена за брендирование. Если модель свежая и конструктивно ещё не унифицирована с другими, то ещё несколько лет выбора не будет — придётся разорятся. По прошествии нескольких лет автопроизводитель уже позволит своим поставщикам производить детали под своими именами и, соответственно, продавать их. Появляется выбор. При том, что качество и у «оригинальных», и у не прошедших процедуру автозаводского клеймения будет абсолютно идентичным.
Дальше будет ещё интереснее. Появятся «неоригинальные» детали, которые, в силу их массового спроса, начнут производить совершенно сторонние производители. Делаться это будет без патентного нарушения и с (условно)небольшими отклонениями от первоначальной технологии. Это могут быть другие материалы или другая технология выпуска. Результат может совсем не критично отличаться от «оригинала». Но это в идеале, разумеется. В «неидеале» жизнь совсем уж «неоригинальной» шаровой будет в три раза короче, чем у оригинальной — менять придётся вместе с моторным маслом. Правда, частенько оригинальность обращается покупкой в сборе с рычагом. Но это уже издержки «модульного» капитализма и инжиниринга. И судя по тому, в каком направлении движется современный автопром, нам к этому нужно привыкать. Но об этом у нас выйдет отдельная работа.
Кстати, есть ещё один аспект, о котором не все знают. Часто для машин разных марок, у которых есть один материнский концерн, цена одинаковых запчастей зависит от степени премиальности модели. К примеру, абсолютно одинаковые запчасти для Skoda и для Audi, принадлежащих Volkswagen, будут стоить совсем не одинаково. Разумеется, это на руку владельцам более дорогих Audi.
Как бы то ни было, затариваться запчастями непосредственно в ремонтных зонах сервисов — самый дорогой вариант. Чтобы его избегать, нужно всего лишь выполнять все регламентные процедуры вовремя и так как нужно — дабы в последствии не приходилось идти во все тяжкие лишь бы снова и как можно быстрее занять место той самой прокладки между рулём и сиденьем. Разумеется, никто не отменял дорожных досадностей, а с ними вылетевших «гранат». Но это уже совсем другая история. В общем, правильный вариант — заблаговременный поход на большие интернет-сервисы типа Exist с артикулами нужных запчастей наперевес. А затем сравнение и заказ у тех интернет-продавцов, у которых ценник самый вкусный. И будет вам счастье.